выпуск  № 5       (31 августа 2002 года)

 

предыдущая страница страница № 4 следующая страница

AnimemaniacsMagazin - АнимеПерсона.
По материалам сайта www.nausicca.net (команды Ghiblink)
Aleks Saotome

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАНЕЛЬ

Имя: Хаяо Миядзаки
Дата рождения: 1941 год
Место рождения: Akebono-cho, Tokyo, Япония
Профессия: режиссер
Дебют: 1963 год - фазовщик в полнометражном фильме "Верные слуги-псы"
Последняя работа: 2001 год - полнометражный фильм "Сэн и Тихиро, унесенные духами" [Sen to Chihiro no Kamikakushi]

Хаяо Миядзаки

Хаяо МИЯДЗАКИ - один из самых именитых аниматоров и режиссёров в Японии. Интересные сюжеты, неотразимые персонажи и захватывающая дух мультипликация в его фильмах, принесли ему международную славу, как среди критиков, так и среди общественности.

Биография:

Отец Хаяо Миядзаки, Кацудзи Миядзаки родился в 1915 и умер в 1993 году. Во время второй мировой войны он был директором фирмы, которая принадлежала его брату (дяде Хаяо). Фирма производила хвостовое рулевое оперение для истребителей серии «Zero». Мать Миядзаки была строгой и высокообразованной женщиной. Её младший сын, Сиро, как-то сказал, что их мать один в один похожа на Долу из аниме-фильма «Лапута» - не внешностью, а характером. Всего в семье Миядзаки было четверо детей.
     Арата Миядзаки, старший брат Хаяо, родился в июле 1939 года.
     Хаяо Миядзаки родился 5 января 1941 года в Akebono-cho, Tokyo.
     Ютака Миядзаки был рожден в январе 1944 года.
     Дата рождения третьего брата Хаяо, Сиро - 1946 год.
     Между 1944 и 1946 годом семейство Миядзаки мигрирует между городами Уцуномия и Канума, в котором располагалась авиафабрика.
     В 1947 юный Миядзаки приступает к учебе в школе. Первые три класса он закончил в городе Уцуномия, административном центре префектуры Тотиги (о. Хонсю). Четвертый класс - в начальной школе Омии в Сугинами, Токио. Пятый класс встретил Хаяо в начальной школе Айфуку, новооткрывшимся отделением школы Сугинами.
     В период с 1947 по 1955 года мать Хаяо заболевает туберкулезом (она болеет 9 лет, 5 из которых проводит в больнице). «Мой сосед Тоторо» стал одним из способов выразить сыновнее уважение к тяжелым испытаниям, выпавшим на плечи матери. Многие критики расценивали это аниме, как автобиографическое.
     С 1953 по 1955 год, Хаяо оканчивает обучение в Айфуку и поступает в среднюю школу Омии. Между 1956 и 1958 годами он переходит в старшие классы школы Тоётама. Именно в 1958 году он смотрит своё первое, цветное аниме «HAKUJA DEN» (режиссера Yabushita Taiji, студия Toei Douga), которое зарождает в нем страсть к мультипликации на всю оставшуюся жизнь. Хаяо решает стать мангакой, но, рисуя до этого только самолеты и боевые корабли, он понимает, что не способен хорошо изображать людей.
Хаяо Миядзаки     В 1959 году Миядзаки заканчивает Тойотаму и поступает в университет Gakushuin. Там он, обучаясь на экономическом факультете (специализируясь на теории японской индустрии), вступает в «детский литературный исследовательский клуб», в те дни практически состоявший только из любителей комиксов.
     В 1963 году из стен университета Gakushuin выпускается молодой специалист со степенью в политической экономии. В апреле того же года он поступает не работу в Toei Douga (Toei Animation). После трехмесячного обучения Хаяо становится фазовщиком. Первым фильмом начинающего аниматора, становится «Верные слуги-псы» (WATCHDOG BOW WOW), после которого его приглашают на съемки первого ТВ аниме-сериала «Волченок Кен» (WOLF BOY KEN). Хаяо снимает квартиру в районе Нэрима (Токио) за 6000 иен в месяц (получая за работу в Toei Douga 19500 иен) и, все же, в первый же год возглавляет демонстрацию аниматоров студии.
Исао Такахатa     В 1964 году, вместе с новоприобретенным другом Исао Такахатой, Миядзаки организует и становится председателем профсоюза молодых аниматоров студии Toei Douga. Будучи марксистом (не коммунистом!) по политическим идеям, Миядзаки воплощает множество социальных программ на студии, способствуя улучшению условий труда работников студии.
     Осенью 1964 года, пользуясь шансом поработать над полнометражным фильмом, Миядзаки заключает договор с Такахатой (режиссер) на совместные съемки «Принца Солнца» (PRINCE OF THE SUN). В октябре Хаяо женится на Акеми Ота (работающей раскадровщицей в «Принце Солнца»). Молодожены переезжают в Хигаши-Мураяму, пригород Токио.
     В 1967 году у Хаяо и Акеми Миядзаки рождается первый сын, в дальнейшем ставший дизайнером пейзажей (именно он разработал сад на крыше студии «Гибли»).
PUSS IN BOOTS     Съемки «Принца Солнца» завершились в 1968 году. В том же году молодая пара «засветилась» в работе еще над одним фильмом - «Кот в сапогах» (PUSS IN BOOTS), где роль раскадровщика легла на плечи Хаяо.
     В 1969 году аниматор вносит вклад в известный в России аниме-фильм режиссера Икэды Хироси «Корабль-призрак» (THE FLYING GHOST SHIP).
     Второй сын Миядзаки родился в апреле 1969 года, вынудив семейство вновь переехать в Оизуми-Гекуен, Токио. 1970 год они встретили уже в городе Токорозава, префектуры Саитама.
     В 1971 году, Хаяо покидает Toei Douga и присоединяется к Такахате и Отаби Ёити, в только что созданной студии под названием A-Pro. Миядзаки вместе с президентом Tokyo Movie летит в Швецию с целью получить права на экранизацию «Пеппи Длинныйчулок» (PIPPI LONGSTOCKINGS), но их поездка оканчивается неудачей.
     Июнь 1973 года, стал месяцем ухода Миядзаки/Такахаты/Отаби из A-Pro и перехода на студию Zuiyo Pictures. В июле Хаяо вновь посещает Швецию в поисках вдохновения, как дизайнер сцен нового аниме фильма «Хейди - девочка Альп» (HEIDI: GIRL OF THE ALPS).
     В 1975 году Миядзаки продолжает путешествовать, посещая на сей раз Италию и Аргентину, готовясь к съемкам «Трех тысяч миль в поисках матери» (THREE THOUSAND MILES IN SEARCH OF MOTHER).
LUPIN III: CAGLIOSTRO NO SHIRO     В 1980 году, на студии TMS, Хаяо Миядзаки снимает свой первый полнометражный аниме фильм «Люпен III: Замок Калиостро» (LUPIN III: CAGLIOSTRO NO SHIRO) в качестве режиссера.
     В июле 1983 года умирает мать Миядзаки. В возрасте 71 года. Буквально через месяц, начинается работа над фильмом «Навсикая из Долины Ветров» (NAUSICAA OF THE VALLEY OF THE WIND) по манге самого Миядзаки. Фильм вышел на экраны Японии в 1984 году, возведя его в ранг лучшего аниме-режиссера. Младший брат Хаяо, Сиро работал в то время на Hakuhoudo (второе по величине рекламное агентство в Японии), так что не удивительно, что именно Hakuhoudo занималось раскруткой нового аниме.
     На волне прокатного успеха «Навсикаи» создается новая аниме студия «ГИБЛИ» (GHIBLI), существующая до сих пор и подарившая нам огромное количество прекрасных аниме-фильмов. Об истории студии и её продукции вы можете прочесть в рубрике «аниме-студия»…

MONONOKE HIMEМиядзаки много раз поговаривал о своем уходе из аниме-индустрии. В 1999 году, на конференции посвященной «Принцессе Мононоке» (MONONOKE HIME) он сказал: «я думаю, что этот фильм (Принцесса Мононоке) будет моим последним полнометражным аниме». Но, снимать фильмы - призвание этого, уже абсолютно седого, человека. И доказательством того, что мастер «в седле», стал новый аниме-фильм «Sen to Chihiro no Kamikakushi», завоевывавший сердца многочисленных поклонников по всему миру. Выпуск следующего проекта великого режиссера намечен на 2004 год, но все его подробности окутаны непроницаемой паутиной тайны.

Люди и работы, повлиявшие на творчество Миядзаки.

На протяжении всей карьеры, Миядзаки выражал признательность многим людям и многим работам, оказавшим влияние на его творчество. Вот некоторые из них:
     Osamu Tezuka - любимый мангака Миядзаки. С детства он полюбил его творчество, желая стать таким же мастером. Но быстро понял, что всего лишь имитирует технику Тезуки и сжег всю мангу, которую нарисовал.
     Легенда о белой змее (Hakujaden) - первый анимационный фильм увиденный Миядзаки, будучи учеником средней школы. Он был так тронут им, по его признанию, что не смог спать целую ночь после просмотра. Он признается, что влюбился в героиню Паи-ниан. Этот фильм разжег его интерес к мультипликации.
     Снежная Королева - Русский мультфильм (режиссер - Лев Атаманов, 1957 год). Миядзаки увидел этот фильм в тяжелый для себя период, когда он решал, оставаться ему аниматором или нет. Он говорит, что благодаря этому фильму он узнал, что качественная, тщательно прорисованная анимация способна достучатся до самых глубин души человека.
     Пастушка и Трубочист (La bergere et le ramoneur) - классика французского мультипликатора Paul Grimault, 1952 год. Этот мультфильм показал Миядзаки, что анимация не только прерогатива детей. Он включил несколько идей из этого фильма типа люков, башен с подъемниками, свадьба тирана и героини и т.п. в свой «Замок Калиостро».
     Юрий Норштейн - Российский мультипликатор, создавший "Сказку Сказок" и "Ёжик в тумане". Коллега Миядзаки, Такахата, написал о нём книгу.
     Уолт Дисней - известен факт, что Миядзаки не любит Диснея. Однако, он говорит что любит его ранние, короткие фильмы типа «Веселых симфоний». Кажется, больше всего в диснеевских фильмах ему не нравятся сюжеты.
     Братья Флайшер - Миядзаки воздал им должное в фильмах Farewell Beloved Lupin и Porco Rosso.
     Писатели - большое влияние на работы режиссера оказали работы Ryotaro SHIBA, Yoshie HOTAA, и Sasuke NAKAO.

предыдущая страница страница № 4 следующая страница
Журнал основан в 2002 году. @Aleks Saotome. Использовать материалы только с разрешения автора.  Коментарии / Вопросы?