выпуск  № 8       (30 ноября 2002 года)

 

предыдущая страница страница № 13 следующая страница
AnimemaniacsMagazine - МАНГА.
Vik aka Unter
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАНЕЛЬ




После того, как я в очередной раз перечитал эту статью, я понял: это больше похоже на исповедь. Исповедь меня, как фаната Евангелиона.
     Ева всегда была для меня чем-то большим, нежели обычным аниме. Одно прикосновение к этому миру затянуло меня в свои недра и так и не отпустило до сих пор. Фильм уже просмотрен одиннадцать раз, а я всё ещё ориентируюсь в нём, как ребёнок в темноте.
     Одноимённая манга стала для меня лучиком света.

Neon Genesis Evangelion

Идея: Хидеаки Анно
Мангака: Йосиюки Садамато
Кол-во томов: на данный момент около 8
Оригинальная концепция: Студия Gainax

Иногда рождаются такие произведения, которые заставляют пересмотреть взгляды на, казалось бы, незыблемые основы. Они оглушают. Этот комок в горле, эта дрожь тела, а после - неделя полной прострации. Зачем? Зачем вгонять себя в депрессию? Может, было бы лучше смотреть весёлые мультики с неизменным хэппи-эндом? Нет. Ценность этих произведений понимаешь позже, когда утихают эмоции, и мозг начинает снова осознано мыслить. Только тогда начинаешь понимать, что в тебе что-то изменилось и ты уже не тот, каким был раньше. И слышишь от друзей: «Как ты изменился!».
     Neon Genesis Evangelion - то самое произведение. Аниме, перевернувшее мои стереотипы и окончательно обратившее меня в отакуизм. Ева - проект студии GAINAX - дитя не одного человека, а целого коллектива: Хидеаки Анно, как режиссёра, Йосиюки Садамато, как создателя персонажей, Хироси Като, как художественного директора, и многих других. Эти люди создали целую вселенную и населили её обитателями.
     Теперь, после того, как сняты все серии, и они просмотрены и пересмотрены множеством людей во всём мире, эта вселенная уже живет в манге.
     Существует мнение, что манга Neon Genesis Evangelion задумывалась даже ещё до создания фильма. По сути, она являлась его реальной альтернативой. И если бы в своё время Анно решительно не вдарил кулаком по столу, то наверняка мы сегодня Евангелион запоем читали бы, а не смотрели. Но судьба распорядилась иначе, и решено было пойти в разрез с традицией - публикацией манги до выхода фильма.
     Ответственность за создание манги была возложена на Йосиюки Садамато (Yoshiyuki Sadamoto) - создателя персонажей в оригинале аниме. Это обстоятельство сильно повлияло на сам характер манги - в отличие от фильма более ориентированной на персонажей. Её главной сложностью стала иллюстрация характеров героев. Такую радугу эмоций, и чувств, которая существует в Евангелионе, очень сложно изобразить в манге. Ведь, если в фильме создателю подвластны цвета и звуки, то тут есть только белый лист бумаги и тушь. Всё. В Еве же эмоции и ощущения героев составляют основу сюжета. Без их понимания история теряет половину своего смысла. Именно они и преобладают в манге. Подчас даже создаётся ощущение, что не сюжет правит балом, а характеры формируют сюжет.
     Кстати, о сюжете…

Предыстория и сюжет для тех, кто не смотрел Аниме

Таких, думаю немного (Уж очень сильно фэндомское давление на неокрепшие умы, чтобы заставить их в первую очередь смотреть именно Еву ^_^). Но на то у нас и демократия, чтобы учитывать все мнения.
     2015 год от рождества Христова. Человечество только начало оправляться после страшной катастрофы, произошедшей 15 лет назад и получившей название “Второе пришествие (удар)” (Second Impact). В результате этого явления произошло смещение земной оси, вызвавшее, таянье льдов Антарктики, а, следовательно, повышение уровня мирового океана. Наводнения, землетрясения, извержения вулканов обрушились на Землю и уничтожили почти половину её населения. Удивительно, как Япония смогла пережить эти катаклизмы, ведь судя по моим, достаточно скромным, познаниям в географии, она должна была бы уйти под воду в первую очередь.
     Политики, тут же наложили на всю информацию о “Втором пришествии” гриф “Совершенно секретно”, заявив, что катастрофа произошла в результате падения метеорита.
     Теперь, через 15 лет после вышеописанных событий, люди пытаются выжить в этом новом, постапокалиптическом мире. Но новая опасность грозит человечеству. Гигантские существа, называемые Ангелами, появляются одним за другим, неся смерть и разрушения. Окруженные полем Абсолютного Страха или АТ - полем (Absolute Terror Field) они неуязвимы для обычного оружия. И даже мощнейшая бомба N2 не может причинить им существенного вреда. Ответственность за уничтожение ангелов ложится на секретную организацию NERV. Под её началом находятся боевые гуманоидные машины серии Евангелион или просто Евы, специально созданные для борьбы с ангелами. Пилотировать Евы могут только дети, рождённые после “Второго Пришествия” и способные синхронизироваться с этими живыми роботами. Они - четырнадцатилетние подростки, жизнь для которых только начинается. Они - дети того общества, в котором живут. И теперь на них ложится тяжелая ноша спасения человечества. Синдзи Икари, Рей Аянами и Аска Ленгли Сорью - его последняя надежда.

3

По прочтении этих строк может сложиться впечатление, что имеешь дело с обычным сёнен-меха аниме*. Возможно это было бы и так, если бы не три сущности, на которых держится весь интерес к Евангелиону. Это атмосфера, загадочность и глубокий философский подтекст фильма и манги.
     Атмосфера. Атмосфера Евангелиона заставляет забыть о настоящем мире, с головой погружая в свою суровую реальность. Ты ощущаешь её всем сердцем. Тот пессимизм, который живёт в душах людей, та неуверенность в будущем дне и одновременно - надежда. Надежда на спасение и на новую жизнь.
     Львиная доля общей атмосферы Евангелиона - персонажи. Не просто персонажи, перед нами живые люди - личности со своими достоинствами и недостатками.
     У Йосиюки Садамато получилось вложить в них душу. Они любят, они ненавидят, они ошибаются и учатся на своих ошибках. Их слова-паразиты, их движения, привычки, так свойственные нам в нашем мире, здесь обретают новый смысл.
     Какой образ Мисато вам приходит, прежде всего? Мокрые, растрёпанные волосы, мятая одежда и банка пива в руке? Или манера Аски произносить слова по слогам. А привычка Синдзи во время стресса сжимать и разжимать руку. Чаще всего всё это не замечается и воспринимается, как очевидное, но именно эти мелкие моменты и делают из героев настоящих людей и придают, таким образом, особые оттенки сюжету.
     Евангелион, пожалуй, фильм, у которого больше всего поклонников определённых персонажей. Никогда не забуду спор на одном из форумов, о том кто лучше: Рей Аянами или Аска Ленгли Сорью. Эта дискуссия уже растянулась на дюжину страниц и до сих пор не окончена.
     Загадочность. Евангелион, как никакое другое произведение полон тайн и загадок. На одни даются ответы в течение фильма, смысл других можно понять только самому, а некоторым остаются предметом постоянных споров. Кто убил Кадзи? Чья душа находится в Еве-00? Почему ангелы атакуют только Токио-3? Gainax задаёт вопросы и адресует их нам. Таким образом, мы - читатели (зрители) волей-неволей сами принимаем участие в разворачивающихся событиях, становимся незримыми персонажами этого гипотетического будущего мира.
     Глубинный смысл. И, конечно же, Евангелион потерял бы часть своего шарма, если бы не его философский подтекст. Подтекст, имеющий множество толкований и расшифровок. Он проникает в разум и заставляет менять свой взгляд на мир. Даже, не понимая, ты чувствуешь его сердцем. Поражает не столько глубина, сколько разнообразие его трактовок. Так одни люди считают, что главная цель произведения - донести мысль о ничтожности людей перед Богом и бессмысленности их намерений приблизиться к нему. Другие, наоборот, придерживаются теории о возможности единения человечества со своим Создателем. Недаром один из переводов названия произведения звучит, как Евангелие Нового Поколения.

Манга и Аниме

Всё вышесказанное одинаково подходит, как для манги, так и для фильма. У них одинаковая предыстория и сюжет. Они вызывают схожие чувства. Порой во время чтения манги возникает ощущение, что смотришь всё то же аниме, только теперь почему-то в чёрно-белом цвете. Волей-неволей начинаешь сравнивать. Вот, например: Рей сражается с третьим ангелом, чего в фильме не было, или Синдзи отказывается дать сдачи Тоджи, предлагая оставить этот долг на потом. Многие из этих нововведений планировались ещё в фильме, но по разным причинам не смогли попасть на экран. В этом и заключается ещё одна привлекательность манги. Она более открыта и доступна. В ней, например, можно найти ответы на некоторые, поставленные ещё в фильме вопросы. Или узнать что-нибудь новое о полюбившихся героях, например, кто отец Аски или как Кадзи стал шпионом. Кроме этих дополнений, в манге изменены и некоторые спорные моменты фильма, которые вносили определённый дисбаланс в сюжет фильма, некоторую дисгармонию в его восприятие.
     Как уже говорилось, основное отличие манги от аниме - ориентация манги на персонажей. Их колоритность впечатляла ещё в фильме, а здесь и вовсе достигла апогея. Отчасти это является и минусом манги - персонажи потеряли в реализме. Так, очень весело смотрится момент, когда Аска буквально надирает задницы группе хулиганов. Да, весело, но мало похоже на действительность. Или частенько характеры персонажей противоречат их действиям. Тоже минус. Впрочем, это всё можно назвать моей попыткой найти хоть что-нибудь, к чему можно придраться.

Подведём итог

На данный момент мне удалось достать лишь семь глав манги Евангелион. Читая их, я снова почувствовал себя в лоне этой впечатляющей истории о будущем, снова ощутил тот накал чувств, которые испытывал при просмотре фильма. Манга дала мне более чёткое представление о сюжете и героях, помогла понять то, что осталось за кадром в фильме.
     Манга - рай для настоящих поклонников Евангелия. И если вы до сих пор не читали ее, то потеряли одну из нитей связывающую вас, как отаку, между собой.


*сёнен-меха аниме - аниме для мальчиков, сюжет которого связан с гигантскими роботами (или иными сложными механизмами)

предыдущая страница страница № 13 следующая страница
Журнал основан в 2002 году. @Aleks Saotome. Использовать материалы только с разрешения автора.  Коментарии / Вопросы?