выпуск  № 8       (30 ноября 2002 года)

 

предыдущая страница страница № 9 следующая страница

AnimemaniacsMagazine - АнимеРевью.
Автор:  Nomad

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАНЕЛЬ






Azumanga

Цензорские ножницы.

«-А нельзя ли собрать все хорошие фильмы и показать?
- Девушка, вы с какого дуба упали?
Каждый решает для себя сам «что такое хорошо и что такое плохо». Р е ш и т ь за человека - значит отнять у него свободу»

Диалог режиссера и журналистки.

Полное название - Azumanga Daioh. Скорее всего, в преддверии американской премьеры «вывеску» поменяют на нечто более звучное, ну да не в этом дело.
     А в том, состоится ли такая премьера вообще… С одной стороны - Бандаевское творчество, что уже о многом говорит понимающему человеку, с другой… Увы, очень много хорошей аниме по тем или иным соображениям не покидает страну восходящего солнца. По статистике, до жителя просвещенной Европы или там политкорректной Америки доходит крайне мало. В среднем - один сериал из доброго десятка. А уж до нас с вами… перефразируя классика, редкая птица долетит до середины Хребта, не сломав своего.
     Официально аниме в России, можно сказать, нет вообще. Ситуация сильно напоминает забытый советский лозунг: «В СССР секса нет». Лозунги вещь живучая, и посему в России не менее официально нет аниме.
     Зато неофициально… Azumanga успели посмотреть многие анимешники всего мира. Это просто прекрасно и лишний раз доказывает нехитрую житейскую истину - никто не любит, когда за него кто-то решает, что можно смотреть, а что нет. Отсюда и берет свое начало такой многоликий феномен, как фансаберство.
     Именно благодаря стараниям фанатов и вопреки официозным тварям, зарабатывающим на нас с вами большие деньги, отаку вроде нас ухитряются посмотреть Berserk, Hellsing, Vandread и много чего еще. Причем - з а д о л г о до того, как где-то в тиши роскошных офисов приняли решение о лицензировании. Решили за нас, что мы будем смотреть, а что нет… МММ.[1]
     Могли же, декаденты, и не решить. Как порешили на стадии лицензирования Bronze и Ai No Kusaby [2], изрядно прошлись цензорскими ножницами по Kite, Urotsukidoji и Night Shift Nurses... Такова горькая участь номинации, каковую принято называть «кино не для всех»…
     После такого вступления вы наверняка ожидаете, что Azumanga это нечто из той же оперы. Отнюдь!

Дети в школу собирайтесь…

«О жены, порожденья крокодилов!»
В. Шекспир.

Добрый, милый сериал о повседневных буднях японских подростков. Тягомотная учеба, веселые, хотя и изматывающие спорт. нагрузки, своеобразные отношения в отдельно взятом классе…
     Сразу и не поймешь, «чего ж я в тебя такой влюбленный». Стиль рисования? Возможно. Графически чем-то напоминает Love Hina, только сделанную   р у к а м и . Да и вдобавок изрядно оживленную с помощью специальных анимационных спецэффектов.
     Как правило, эффекты сии строятся на гиперболизации происходящего. К примеру, когда героине страшно, то мир вокруг чернеет в буквальном смысле этого слова. Прямо в помещении сгущаются тучи, с потолка в изобили низвергяются громы и молнии. Если девочка плачет - слезы льются реками. И это только цветочки. Режиссерских находок накопилось столько, что пришлось выносить их в отдельную главу…Но всему свое время.
     Я добросовестно попытался анализировать сию аниму с привычных позиций, и что греха таить, быстро зашел в тупик. Интересно, смотрится на одном дыхании… а почему?
     Вроде никто никому не мотает кишки на плетень, не вспоминает, что в прошлой жизни невзрачный п а р и я из своего класса или отличник из параллельного был легендарным мечником, демоном или там просто редкостной скотиной. Герои не кидаются в триста сороковой раз разносить по кирпичику многострадальный Токио или попросту, без изысков, резать первого встречного поперечного. Никто никого не насилует, гигантских боевых роботов тоже вроде не видать…
     Странно, однако. Наверно, не привык я к такой аниме. Д о б р о й аниме. Позже, в результате проведенного на друзьях тестирования, выяснилось, что сериал с одинаковым упоением и завидным постоянством смотрят любители самых разных жанров. В том числе и принадлежащие к разным полам.
     Казалось бы, раз уж все главные герои - девочки, то несложно предположить, что анима сия предназначается для ублажения младшей женской аудитории. Аки Сейлор Мун или Утена. Может, так оно и есть, может, так разработчики и замышляли…
     Однако получилось вполне универсальное зрелище, одинаково ценное и для прекрасной половины человечества, и для   л у ч ш е й. Последним сие аниме будет интересно и в познавательном аспекте, благо мужчины - особенно самые молодые! - узнают много нового о женской психологии.
     В самом деле, еще не родился тот, кто смог бы до конца познать женщину. Хотя бы свою жену, не говоря уже о женщинах вообще… так что любой опыт ценен. Это не только мое мнение, но и позиция еще пяти человек, смотревших Азу. Тех самых тестеров…. конечно же, лиц мужского пола.
     Всем нам когда-то придется женится, то бишь на манер бравого дрессировщика совать голову в пасть. Только не львиную, а если верить одному ушлому англичанину - к р о к о д и л ь ю. Так что не мешает узнать, как   о н и растут, взрослеют и обрастают чешуей…

Персоналии.

«Это у них в коллективе человек человеку волк.
А у нас - друг, товарищ…и волк».

Анекдот советской поры.

Произрастают юные фемины в школе. Обычная токийская школа, начало очередного учебного года… и вот тут-то в класс переводят новую ученицу [3]. Освящайся сие эпохальное событие в местных новостях, наверняка бы употребили эпитет «высокая гостья», благо родители нашей героини люди весьма и весьма богатые. Они на манер орлов летают в поднебесьи, напрочь забывая про то, что там, в роскошном гнезде на грешной земле, есть птенец…
     Итак, прошу любить и жаловать, Михао Чио. Девочка, которая была постоянно предоставлена самой себе и с а м а вылепила себя. В отличие от многих подруг сама готовит, делает уроки без посторонней помощи, а в свободное время читает научную литературу.
     Потому-то нежданно-негаданно оказалась среди   в ы п у с к н и ц, преодолев единым махом класса эдак 4-5. Если вспомнить нашу систему образования, то попробуйте сдать экзамены экстерном и одним прыжком перескочить из четвертого класса сразу в девятый. А ведь ей всего 11 лет...
     Неудивительно, что буквально за день сей Эйнштейн в юбке завоевал, точнее - завоевала, симпатии будущих однокашников. Причем для покорения душ одноклассниц Чио Чан использовала не деньги родителей и громкие титулы, а собственный интеллект. И, как показывает дальнейшее развитие событий, даже в хрупких женских руках это страшное оружие.
     Запредельные умственные возможности уравновешиваются   к а в а й н ы м и внешними данными. Да, гостья, конечно, «высокая». Примерно метр тридцать с косичками… В то время как остальные и выше, и старше, а посему наше юное дарование иногда чувствует себя малость стесненно.
     Особенно это заметно, когда Чио стоит подле Сакаки. 1м. 74см. для женщины и по нашим меркам неплохо, а уж для японцев и вовсе диковинка. Вдобавок - внешность фотомодели. Ноги от плеч, шикарнейшие черные волосы, струящиеся эдаким водопадом ниже талии и прекрасная фигура. Если Чио в негласной табели о рангах занимает почетный пост старосты, то Сакаки-сан - первая красавица и первая спортсменка класса.
     На мой взгляд, это - две самые    я р к и е фигуры. С их участием и на их отношениях строится весь сериал. Об этом-то нам и расскажет голубой экран, о повседневных буднях среднего класса не менее средней школы, без привязки к одной или двум персоналиям. Рассказ идет как бы о всех сразу, но эта сладкая парочка неизменно вырывается вперед. Также, как Сакаки на школьных соревнованиях, а Чио - на контрольной по аглицкому языку.
     Остаток класса можно без обиняков припечатать термином, позаимствованным у профессиональных психологов. Сиречь - «болото».

«Болото»

«Хороши болота! Могу себе представить ваших лягушек!»
К/ф «Возвращение болотной твари».

Так принято называть среднюю массу, оставшуюся опосля того, как из коллектива выделились явные лидеры и очевидные аутсайдеры. Золотой серединой оказывается парочка   з а к л я т ы х друзей в лице Мизухара Йоми и Такино Томо.
     Вот уж где действительно единство и борьба противоположностей. Йоми - спокойная, рассудительная, худощавая девушка в тоненьких очечках, темпераментом чем-то похожая на классическую английскую леди времен Уэлса и Байрона. Снежная королева, одним словом.
     В противовес ей, Томо - это просто квинтэссенция энергии, эдакий расплавленный метеорит, к тому же - разумный и слегка взбесившийся. Энергия в чистом виде, не имеющая четкого вектора приложения…
     Сия коротко стриженая необузданная стихия, постоянно норовит излиться на окружающих в самой что ни на есть болючей форме. Потому-то и дружат - одно уравновешивает другое, потому-то и заклятые друзья….ну очень своеобразная у них дружба получается.
     Примерно как у двух моих коллег по работе, каковые дружат уже не первый год, и даже не десятый, но каждое утро начинается примерно вот с такого диалога:
     Опять опоздала, писюндра.
     Да пошел бы ты!
     А в глаз?
     А в ухо?
     Один раз - не пидо…..ой….опаньки….
     Сам понял, че сказал, шняга !? (гомерический хохот всего коллектива на заднем плане).
     В аниме, конечно, все не так экстремально, как в наших пенатах, но отношения и диалоги подруг протекают примерно в таком ключе. Плюс Томо обожает   ц е п л я т ь психологически более слабых одноклассниц. Словом, классический типаж забияки.
     Если резче - ш а к а л а. Потому что Томо крайне редко осмелится подколоть   с и л ь н о г о. Разве что из спортивного интереса, в порядке проверки на «вшивость». Она сильно уважает Чио, и задевает ее разве что мимоходом. Неудивительно, благо за вожака девичьей стайки незамедлительно вступается вся стая….
     Сакаки и вовсе обходит девятой стороной, как в том анекдоте про медведя - «послушайте, а я же и в рыло могу заехать». С Йоми вроде как на равных, то бишь постоянно на ножах. Шпильки в ее адрес тут же возвращаются с процентами, а поскольку никто не желал отступать, то все заканчивается шумными выяснением отношений и буйными погонями друг за дружкой.
     Зато Касуга Айами (она же «Осака»), Каорин и Чихиро достается по полной программе. О них особо рассказывать не буду, благо аутсайдеров хватает везде, в том числе и в чисто женских коллективах. Присмотритесь повнимательнее к своим коллегам. И в школе, и на работе - в любом   к о л л е к т и в е полно людей, которые делают самую грязную и тяжелую работу, получая взамен лишь пинки и зуботычины, реже - скупые благодарности коллег за сделанную ими ч у ж у ю работу…
     Здесь, слава Богу, команда сложилась неплохая. И как только кто-то попытается перейти незримую границу, отделяющую жестокую насмешку от   у н и ж е н и я, сильнохарактерные подруги быстро осаживают наглеца. Неважно, своего или залетного. Видимо, девчата вовремя поняли, что сила в единстве, а в хорошем войске и балласт пригодиться.

Спорт.

«Символ нашей жизни - белка, сдохшая в колесе и кусок гранитной глыбы со следами студенческих зубов».
Неизвестный студент.

И пригодится очень скоро. Все вертится на кругах своя и слаженный женский коллектив идет вперед по проторенной еще предками дорожке. Словно ослики, что год за годом терпеливо вращают мельничный жернов… упорно трусят по накатанной колее. Честно говоря, я слабо представляю себе японскую систему образования, но из анализа сей анимы получилась вот такая   к о л е я:

Возможно, где-то спутал очередность, но сам   ц и к л выглядит именно так. Очень похоже на тот путь, который осилили мы и наши родители…
     Пара комментариев вдогонку. “Праздник культуры” в оригинале - “Cultural festival!”. Долго ломал голову, и в итоге пришел к выводу, что самый близкий отечественный аналог - школьный бал маскарад. Только здесь он жутко напоминает помесь восьмого марта с хеловином…
     “Зарница” - не совсем точное определение, скорее уж - общешкольные соревнования по легкой атлетике. Но какие соревнования!
     Помнится, мы раньше так в школе дурачились. Один лезет другому на закорки, вторая пара строится точно также, и давай бодаться! Только тут в основании пирамиды ни один человек, а три!
     По идее, сии “бодания” должны символизировать битвы былинных удальцов-самураев, конных и пеших, и потому побоище проводится на равных правах с иными видами спорта типа общеобязательного десяти километрового марафона или эстафеты.
     Кстати, бега здесь тоже своеобразные. Самый экстремальный называется “Бег о трех ногах” и выглядит до нельзя комично. Вы и ваш лучший друг (или подруга) стали бок о бок и связали соприкасающиеся ноги. Теперь - на страт, внимание, бегом марш!
     Или другой вид спорта. Это у нас мячик бросают в длину. Японцы же кидают в высоту! Со стороны напоминает игру в снежки или древнюю казнь “побивание камнями”. Собирается вся школа, становится тесным кружком и давай себе лупить мячишками в корзину типа баскетбольной, только подвешенную черти куда. Задача - просто попасть. Потом мячи разгребают и считают, кто сколько забил.

Режиссура без звука.

“Еще одна прелесть немого кино - возможность скрывать неуместные диалоги”.
Чарли Чаплин.

“- С чего вы взяли, что я не немец? -спросил Вайс.
- У вас несколько иная артикуляция губ - написала на дощечке жена дрессировщика собак”.

Кожевников, “Щит и меч”.

Об Азуманге можно говорить бесконечно. Не будем растекаться мыслью по школьной парте и поговорим о том, как она снята. Сиречь о режиссуре.
     На высоте, однозначно. Авторы великолепно доказали, что даже самую заунывную житейскую историю можно рассказывать архизавлекательно, было бы желание.
     К примеру, серые будни, ночь, уроки сделаны, и Чио ложится спать. Дескать, я вечером сразу на боковую, а остальные - кто в лес кто по дрова. И тут же в виде феерического коллажа показывают этих самых остальных. Кто на приставке играет, кто телек смотрит… Особо одаренные в одиннадцатом часу ночи, распугивая крыс, котов и пьяниц, на своих двоих круги вокруг дома нарезают…
     Некоторые сцены сняты и вовсе бесподобно. Учительница укушалась тепленького саке и пошла вразнос, абсолютно без руля и без ветрил. То есть никуда она не ходила, но моральные ограничения как корова языком… то есть зеленый змий жалом схрумкал. И кто-то из детишек начал задавать аистно-капустные вопросы из серии откель дети берутся.
     Разработчики, дабы не смущать юные неокрепшие умы, выкрутились с присущей им непринужденной гениальностью. Они попросту отключили звук и в течении усего “взрослого” разговора показывали возбужденные лица шокированной аудитории. Сцена завершилось в строгом соответствии с грубой прозой жизни, вспомним Булгакова - “с похмелья жить   с т р а ш н о”.
     Подобный ход видел лишь раз. Советский фильм по криминалистике, показываемый в узком кругу будущих тружеников специфических профессий. Ничего страшного - простое ДТП. Из бывших машин, а нонче - груд искореженного металла, одновременно выскакивают два водителя. Они радостно несутся на встречу друг дружке и… Аудитория, затаив дыхание ждет, что же случится, когда они таки добегут. Обычно в подобных ситуациях стоит такой мат-перемат, что уши в трубочку сворачиваются. Как же авторы выйдут из пикантной коллизии?
     Очень просто. И наши михрютки, и их японские коллеги, дабы соблюсти приличия…
ОТКЛЮЧИЛИ ЗВУК. Мы лежали со смеху - водилы добежали, начали интенсивную дискуссию, подкрепленную не менее сочной жестикуляцией… а звук-то нема. Образно говоря, липездричество кончилось…
     Правда, мы выехали благодаря знаменитой русской соображалки. В нашей тесной компании нашелся один орел из прокурорских, умеющий читать по губам. Он-то и озвучивал…
     В аниме такой трюк, к вящему сожалению, не пропрет…

Марсианин в борделе

Может, получилось слегка коряво. Я где-то читал про случай, когда журналисту, долго и прочно сидящего на линии “ужастиков” пришлось писать обзор по комедии. Акуле пера фильм понравился, и муки творчества увенчались положительной рецензией….но автор чувствовал марсианином в борделе. Вроде и нравится, ан не привычно.
     Не думал, не гадал, а сам возьми да и попади в схожую ситуацию. Последняя “школьная” анима, каковую я с удовольствием смотрел, называлась Nightmare Campus. Видевшие да согласятся, что креатура сия отличается от Азуманги примерно так же, как электрический стул от обычного.
     И тем не менее, приятно. Чего и вам желаю.


[1] Нет, это не пирамида. МММ stands for «много многоэтажного мата».
[2] Сам не яойщик и другим не советую. Но считаю, что человек имеет   п р а в о смотреть то, что ему нравится. Знаете, старый принцип - не любо, не слушай. Но и другим не мешай!
[3] Кардинальное отличье от Утены - рассказ идет не о сложностях   п р и ш л о й, а о всех сразу.

предыдущая страница страница № 9 следующая страница
Журнал основан в 2002 году. @Aleks Saotome. Использовать материалы только с разрешения автора.  Коментарии / Вопросы?