выпуск  № 9       (30 декабря 2002 года)

 

предыдущая страница страница № 5 следующая страница
AnimemaniacsMagazine - АнимеРевью.
Автор:  Nomad
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАНЕЛЬ





@1994 Хидэюки Кикути
Производство:
Park Media Corporation
Формат: полнометражный аниме фильм
Продолжительность:  83 минуты
Режиссёр:Нобуясу Фурукава
Сценарий: Хидэюки Хикути
Озвучивающие актеры:Нацуки О, Котоно Мицуси, Мая Окамото, Хидэюки Хори и др.

Dark Side Blues

Сундучок из середины

“Люблю фильмы, которые заставляют задуматься. Я засматриваю их до дыр, и жалею, что их так мало ”.
     Ф. Фелини.

Говорят, что есть фильмы, которые с маху понять невозможно. И неважно, сколько пядей во лбу у зрителя - так задумано. Стараниями режиссера картина строится а-ля китайский сундучок. Коробка, в ней еще одна… и еще…и еще. Каждый раз смотришь и находишь для себя нечто новое.
     В аниме тоже встречаются подобные шедевры. Хрестоматийный пример - Evangelion из сериалов, “Акира” и “Блюз Темной стороны” из полнометражных лент. Пожалуй, “Еву” мы сегодня трогать не будем, это тема для отдельного и долгого разговора, об “Акире” я уже писал, а вот о “Блюзе” поговорим.
     Фильм невозможно понять до конца. Это заслуга не столько режиссера, сколько сценариста. Он, горемычный, столкнулся с теми же сложностями, что и некогда разработчики “Akira Project” [1]. Извечный японский вопрос, их эквивалент нашему “Что делать?” - как втиснуть гигантский объем манги в полуторачасовое действо?
     Правильно, целиком никак. Вот и выдрали более-менее осмысленный    к л о ч о к из середины.

Кучер из зазеркалья.

“Посмотрев в висящее в ванной большое зеркало, Бэрби ужаснулся.
     Он выглядел даже не худым, а тощим, грязным, оборванным и смертельно усталым - почти как Сэм Квейн.
     Но было и еще кое-что... нечто, заставившее Бэрби вспомнить обнаруженные гигантским удавом улыбающиеся скелеты Homo Lycanthropus.
     Может, зеркало было не совсем прямое...”

     Джек Уильямсон “Это мрачнее, чем вы думаете”.

Начинается картина с того, что из зеркала выезжает лихая четверка коней. Вот так, нежданчиком: иерархи одной корпорации решили поразвлечься на сон грядущий. Тешили, понимаешь, пресыщенные нервишки утонченным садизмом, пытали одну упорную революционерку… и, на тебе: колокольный перезвон, хмурый возница на облучке, удары бича, словно громовые раскаты, разрывают тишь пыльного подвала.
     Как выяснилось несколько позже, это и есть главный герой. Тот, который с вожжами в руках и тьмой в сердце. Зовет себя дарксайдом, что довольно символично и весьма двусмысленно. Это и название района, где потусторонний дилижанс сделал свою первую остановку, и - второе значение - темная сторона. Та, откуда он прибыл…
     Тьма не только в сердце. Он соткан из нее, является ее частью, ее апостолом. Она - его щит и меч. Казалось бы, самое время добавить еще высоких словес - он прибыл уничтожить мир, возродить коммунизм, выкушать всю водку, охально изобидеть наших женщин (нужное подчеркнуть, недостающее вписать). Не тут-то было!
     Об    и с т и н н ы х целях угрюмого возницы остается лишь догадываться, поскольку авторы удосужились объяснить лишь то, что там, за мутным стеклом, робко ховается четвертое измерение. Неизведанное и загадочное, а потому пугающее. В него-то в свое время и был ввергнут некий младенец… чтобы выпрыгнуть восемнадцать лет спустя, аки черт из табакерки. Кто он, каким макаром загремел в столь пугающие зазеркальные палестины и на кой ляд вылез обратно - тайна, покрытая неизвестным мраком...

Особенности интернациональной охоты.

“Знаешь, чем отличается жизнь от фильма?
     Э т о кино тебе не дадут досмотреть до конца.
     Что-то всегда остается за кадром, а что-то ты просто не поймешь.
     Увы, никто из нас не доживет до титров…”

     Написано неизвестно кем на стене в кинотеатре.

Внимательный просмотр фильма слегка развеет гнетущий мрак, но разложить все по полочкам не получится при всем желании. Увы, сколько не смотри, без знания первоисточника, сиречь манги, цельной картины так и не увидишь.
     Герой, почти, как и знаменитый Акира, появляется на экране раз пять за весь фильм. Все остальное время, второстепенные и не очень герои воют с гигантской корпорацией Persona Century. Она благополучно подмяла под себя почти весь мир. По словам Гурена, президента монструозной фирмы, “нам принадлежит 90% многострадальной”.
     Персона, в свою очередь, не лучится кротостью и милосердием. Особенно, когда ей влепляют пощечину: в главный офис компании врываются бойцы невидимого фронта и пытаются грохнуть президента.
     За террористами от оппозиции гонялись и раньше, правда, без особого энтузиазма; с эдакой барской ленцой. Знаете, как охотник, отстреливающий из снайперки волков с вертолета - к чему спешить и суетиться, если никуда серые не денутся.
     Очень хорошая аналогия, особенно к середине фильма. Когда лень сменилась отчаянным желанием найти и покарать. Только вместо винтовки с оптикой в ход пустили квантовую пушку. Б а р е не стали разделять правых и виноватых, а просто-напросто саданули по предполагаемой (!) дислокации повстанцев из    о р б и т а л ь н о й квантовой пушки…

Летела стая слонов…

“У сюрреализма не должно быть иных пределов, кроме разума творца! Иначе это уже не сюрреализм”
     С. Дали.

Когда в самом начале из стекла лезут    к о н и к и, зритель испытывает примерно такие же ощущения, как человек, увидевший средь бела дня низколетящую стаю розовых слонов. Сюрреализм хлещет через край, и всякий раз его пришествие неразрывно связано с Дарксайдом.
     К примеру, решил он повстанцам подмогнуть. Спасательная операция напоминала похождения незабвенного деда Мазая, только в    в о з д у х е. Наш водитель кобылы подогнал экипаж прямо к парадному входу, подобрал загнанных в угол партизан и поскакал по туману, аки по шоссе. Здорово смотрится, особенно если учесть, что парадный вход находится на крыше высоченного небоскреба… И предназначается для посадки вертолетов.
     Впрочем, аборигены и без Дарксайда откалывают номера, достойные кисти Дали. Небритый панк со вспухшими глазами с помощью обычного ножика-выкидушки полосует в клочья… самонаводящиеся ракеты. Куда ж еще сюрреалистичней?!
     С ю р    существует не сам по себе. Он очень удачно забодяжен в техногенный мир недалекого будущего. Самый близкий пример, правда из другой оперы - “Джонни Мнемоник” или “Беглец” [2]. Очень похожая давящая атмосфера вселенской помойки, обитатели каковой потихоньку гниют посреди гигантского компьютера.
     Помойка, будем объективны, маленькая, зато техногенная до жути. А среди местной шпаны попадаются деятели, умудряющиеся из ничего собрать    н е ч т о. Да какое! Один такой кулибин из обертки от телевизора и пары консервных банок смастрячил нечто вроде базуки. Выстрелом из каковой повредил космический спутник-шпион!!!
     Поразительный мир… Те самые 10%, не захваченные всевластной корпорацией. Здесь царит свобода и вседозволенность, здесь обитают герои фильма… и среди куч мусора и вопиющей анархии разворачивается львиная доля повествования…
     Здесь, на темной стороне, правят бал свои законы. Высокие технологии ломают зубы о древнее колдовство. Пробирка алхимика растворяет пятерых    о х о т н и к о в    и трех роботизированных гончих, а    т ь м а Дарксайда и вовсе на чудеса богата. Их, правда, мало кто переживает…

Чего же боле?

Сюрреализм, хороший и насквозь загадочный сюжет, своеобразная и потому запоминающаяся техника рисования. Чего же боле?
     Можно “попинать” это аниме за недосказанность. Дескать, хочу все знать, и точка. А можно похвалить за многоточие, стоящее в конце последней строки. Крайне сложно сказать, чем же все кончилось. И кончилось ли…
     В любом случае, посмотреть “Блюз” определенно стоит. Архисвоеобразное зрелище, так и оставшееся непревзойденным. Конечно, по    ч а с т я м вроде видишь знакомые детали композиции и схожие режиссерские ходы, но вот вместе, чтобы целиком или хотя бы на половину… Второго такого аниме попросту не существует.

Послесловие.

Оно будет кратким. Во время просмотра обязательно засеките время. Полная версия фильма длится 83 минуты.
     Вообще, версий было три. Первая - старейшая. Пришла к нам прямиком из тех времен, когда аниме путешествовало исключительно на кассетах, VCD и LD казались пределом желаний, а DVD не было и в проекте. По слухам, слегка порезанная, минут так на 10-15.
     Вторая, DVD-ая, рипы и копии с нее. Тут все честно, все на месте и ничего не вырезано. Ее-то я вам и желаю.


[1] - Мало кто сейчас помнит, но в свое время для съемок Акиры создали аж целую отдельную компанию. Или лучше сказать - творческую группу. Так она и называлась - “Проект Акира”.
     [2] - Кривой перевод названия. В оригинале было “Freejack”, но как это перевести по человечески наши сиволапые русефекаторы не знали… возможно, ответ даст первоисточник, по которому снимали фильм. А именно - роман Шекли “Immortality, inc.”

предыдущая страница страница № 5 следующая страница
Журнал основан в 2002 году. @Aleks Saotome. Использовать материалы только с разрешения автора.  Коментарии / Вопросы?